Два молодых парня из Лос-Анджелеса, впитавшие в себя всю романтику беспечный жизни движения хиппи, рванули по абсолютно ровным дорогам США (а это 1968 год) в Новый Орлеан. Чем дальше они отдалялись от Калифорнии, тем больше они сомневались в демократических устоях, свободе и толерантности. От лагеря хиппи, где они встретили собратьев, и небольшого провинциального городка, где они нашли сочувствующего, герои углублялись в американские юга, где их ждало только публичное порицание, рукоприкладство и неминуемая гибель. Гибель всего, веры во всеобщую любовь и свободу, например. Жесткая реальность не принимала свободных духом, консервативные устои американской деревни ещё не могли понять и принять дух свободы в форме протеста, выраженный, хотя бы, в отличиях внешнего вида героев от принятых в тех краях норм.
«Беспечный ездок» — фильм-символ своей эпохи, памятник свободе, трагическая история человека выбравшего свой путь. Путь губительный, но, тем не менее, простой, вдали от обязательств и ответственности, от работы и семьи, в чистом поле, на воздухе, там, где само божество может разглядеть тебя, дотронуться до тебя. И ты до него, кстати, тоже. Наркотики, мотоцикл, дорога и никаких преград, кроме правого консервативного общества, готового при желании посадить в кутузку за участие в параде, будучи не зарегистрированным. Во бюрократия! — восклицают с противоположного берега океана; вот тебе и свобода личности — ехидничают оттуда же. А разве без сложностей бывает? Даже природа и та придумала суровые времена года, дабы не единились с ней с помощью синтетических наркотиков, только натуральные, неспроста же она растёт в Афганистане, в самом деле.
Всё это, конечно забавно, и хиппи молодцы со своими проповедями о мире, любви и всеобщем единстве… они больно быстро хотели поменять устоявшиеся веками нормы поведения и морали, их движение, бесспорно, стало огромным толчком в измене мира, сексуальной революции и прочих проявлениях свободы. Этот толчок можно и воспринимать как революцию, революцию в сознании человечества, а революции не бывают без жертв, даже если она мирного характера (не верите, спросите у Ганди).
Фильм тем и прекрасен, Деннису Хопперу удалось сделать то, за что его имя наверняка останется в истории кино, ему удалось снять шедевр своего времени. Подобрать классный сюжет, закрутить драму духа свободы и трагизм человека несущего этот дух, и снять это в присутствии Джека Николсона. Именно Николсон — 12 кратный номинант на Оскар, неоднократный лауреат, а в то время практически безвестный актёр (хотя и имевший за плечами работу в другом хипповом фильме «Псих выходит») — смог украсить фильм, такой необходимой харизмой. Его герой вовсе не хиппи, но он не противник новых веяний культуры, также свободен духом, не боится мнения окружающих о себе, не делает секретов из ничего, именно на таких людей и легло создание нового мира, после «духовного столкновения» хиппи с консерваторами, на людей сознательных, образованных, демократичных. Правда, и им нужно было для начала пережить шестидесятые.
«Они отправились на поиски Америки, но не нашли ее». рецензия на фильм Беспечный ездок, Easy Rider
Наверно каждый из нас хотел бы плюнуть на все, сесть на хорошие мотоциклы и отправится на встречу приключениям, а самое главное Свободе. Да, именно с большой буквы, быть ни на кого ни похожим, делать то что тебе заблагорассудится, не обращая ни на кого внимания. Наверно каждый из нас думает что он свободен, но это не так. В нынешнем обществе как таковой свободы не существует, везде свои правила. Свобода — это наличие возможности выбора варианта исхода события. Отсутствие такого выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе. Сейчас ее у нас нет, и каждый к ней по своему стремится.
«Беспечный ездок» показал разлом американского общества в эпоху Вьетнамской войны. Он часто упоминается в числе фильмов, наиболее повлиявших на формирование ценностей американской молодёжи конца 1960-х. Фильм романтизировал молодёжную субкультуру, связанную с гонками на мотоциклах, потреблением наркотиков и прослушиванием рок-музыки. С недавнего времени, а точнее с 1998 года Библиотека Конгресса внесла «Беспечный ездок» в Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение. И картина этого вполне заслуживает.
Двое байкеров (Питер Фонда и Дэннис Хоппер) на деньги от контрабанды мексиканских наркотиков пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки — из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на марди-гра. В дороге они понимают, что Америка отнюдь не свободная страна. Чем дальше они заезжают, тем больше рушится у них представление о полной свободе. Никто не подозревал что все так закончится, разрушится как карточный домик их вера, свобода. Люди не могли воспринимать тех, кто хочет жить не так как все. К ним относятся как к преступникам, хотя от тех кто их ненавидит они отличаются только внешним видом, своей индивидуальностью, и непременно тягой к свободе.
- Джордж: Они боятся, того что ты им олицетворяешь.
- Билли: Мы все олицетворяем для них людей, которым нужна стрижка.
- Джордж: О, нет, то что ты олицетворяешь для них — это свобода.
- Билли: Свобода — вот что у нас есть.
- Джордж: Да, верно, только она у нас и есть, но думать о ней и обладать ею это две разные вещи. В действительности очень трудно быть свободным, когда ты куплен и продан на рынке труда. Никому ни говори что он не свободен, потому что люди все заняты тем, что убивают себя и других, для того чтобы доказать кто ты есть. Они могут говорить, говорить о свободе — личной свободе, но если они видят свободных личностей им становится страшно.
- Билли: Что-то не видно чтобы они разбегались от страха.
- Джордж: Наоборот, они становятся опасными.
Питер Фонда и Деннис Хоппер, исполнили роли двух байкеров одиночек. Которую ищут путь к свободе. Фонда исполнил роль Капитана Америки, а Хоппер соответственно Билли. Создавалось впечатление что это не Уайт и Билли стремились к свободе, а сами Фонда и Хоппер. Их образы надолго врезаются в память, чего только стоит Деннис Хоппер с длинными волосами, и причем очень молодой. Нельзя не отметить важную роль Джека Николсона, его герой вечно философствующий адвокат. Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на «Оскар».
Самый главный плюс в картине — это режиссура. В этой роли выступил Деннис Хоппер, он создал по истине хорошую ленту о людях которые недовольны своим укладом жизни.«Беспечный ездок» разбивал многие мифы своего времени. Картина во многом сформировала кинематограф конца 60-х годов.
Без чего картина была бы не столь прекрасна — это саундтрек. Саундтрек к фильму оказался такой же вехой в истории популярной музыки, как сам фильм — в истории кино. Подборку рок-песен, прозвучавших в фильме, Дэннис Хоппер составил самостоятельно из числа близких фильму по настроению радиохитов тех лет. Во время дороги нас сопровождает рок-песни 60-х годов. Без них мимо проплывающие пейзажи в виде пустынь, гор и небольших речушек были бы более скучным. Все это дарит ощущение того, что это ты вместе с Уайтом и Билли несешься через всю Америку.
«Беспечный ездок» — фильм который непременно стоит смотреть. Чтобы прочувствовать тот дух свободы который присутствует в картине. Картина стала культовой, и если думать о концовке можно задаться вопросом. А нашли ли главные герои свою свободу? Которую они так долго искали.
P.S. Рецензия посвящается Дэннису Хопперу. С недавних пор стало известно, что он безнадежно болен и вскоре умрет. Об этом сообщил сам Хоппер, вскоре он собрал своих друзей, рассказал о своем неутешительном диагнозе и сообщил, что может спокойно умереть после того, как закончил работу в своем последнем телесериале «Столкновение».
Источник: kievrus.com.ua