«Беспе́чный ездо́к» (англ. Easy Rider) — культовый художественный фильм Денниса Хоппера (1969), который стоит у истоков жанров роуд-муви и «кислотного вестерна», традиции американского независимого кино и школы Нового Голливуда. Премьера состоялась на Каннском фестивале, где Хоппер был удостоен приза за лучший дебют. Это первый фильм, за который Джек Николсон был номинирован на «Оскар».
В 1998 году Библиотека Конгресса внесла
«Беспечный ездок» в Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение. И действительно, влияние его обманчиво бессюжетной нарративной конструкции ощутимо во многих малобюджетных американских фильмах 1970-х и особенно 1980-х, таких как «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша (1984) и «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента (1991).
Сюжет
Двое байкеров-неформалов (Питер Фонда и Деннис Хоппер) на деньги от контрабанды мексиканских наркотиков пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки — из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на марди гра. На дворе «лето любви», друзья заезжают в общину хиппи, попадают в заштатном городишке в «кутузку», знакомятся там с философствующим адвокатом и открывают ему радости марихуаны.
Троица беспечных путников, оставив все житейские заботы позади, оказывается на пороге подлинных свободы и счастья. Но трагедия уже наступает им на пятки. Консервативные южане видят в них чужаков и встречают враждебно; во время ночного нападения реднеков гибнет примкнувший к друзьям адвокат (Джек Николсон). Наркотическая вакханалия в одном из публичных домов Нового Орлеана оставляет после себя грустный осадок.
Путь друзей на юг прерывается во время очередной нелепой стычки со злобными обывателями. Герой Фонды («капитан Америка») уже давно предчувствовал такой исход — во время самых невинных разговоров у него перед глазами вставала финальная сцена с горящим на обочине «харлеем»... Неожиданный в своей резкости финал предоставляет зрителям самим решать, нашли ли бунтари в кожаных куртках долгожданную свободу.
В ролях
- Питер Фонда — Уайатт
- Деннис Хоппер — Билли
- Джек Николсон — Джордж Хэнсон
- Тони Бэзил — Мэри
- Карен Блэк — Карен
- Люк Эскью — незнакомец на шоссе
- Фил Спектор — торговец наркотиками
Работа над фильмом
«Беспечный ездок», созданный Хоппером и Фондой с бюджетом всего 340 тыс. долларов и без поддержки ведущих голливудских студий, примыкает к традиции байкерских фильмов шестидесятых, представленной, в частности, фильмом «Дикие ангелы» (1966), главную роль в котором сыграл также Фонда. Съёмки велись летом 1968 года. Под влиянием принципов французской «новой волны» многие диалоги сочинялись прямо на съёмочной площадке.
Непосредственность документалистики фильму придавало курение актёрами настоящей марихуаны (хотя под видом кокаина использовалась сахарная пудра). Чтобы добиться жёсткого тона от завсегдатаев забегаловки, где останавливаются «хорошие плохие парни», Хоппер рассказал им, что по сценарию они изнасиловали и убили девочку из их города.
Формальное новаторство Хоппера проявилось в как бы залипающих переходах между сценами, предвещающих флешфорвард к финальной сцене. От этих флешфорвардов, возможно, намекающих на наркотическое расширение сознания героев, при окончательном монтаже (который курировал не Хоппер) сохранилось очень немногое.
Прошло какое-то время, прежде чем фильм смог найти дистрибьютера. В итоге только в США он собрал в прокате около 19 миллионов, войдя в четвёрку самых кассовых фильмов года и окупившись в разы. Наряду с успехом «Бонни и Клайда» и «Выпускника» триумф фильма Хоппера подтвердил то, что «продвинутая», настроенная против истеблишмента молодёжь была в состоянии предопределить успех или провал фильма. Эти три ленты обозначили крушение старой студийной системы и рождение Нового Голливуда.
Восприятие
«Беспечный ездок» красноречиво запечатлел разлом американского общества в эпоху войны во Вьетнаме на консервативных сторонников репрессивного истеблишмента и молодёжную контркультуру, для которой были свойственны протестные настроения. Он часто упоминается в числе фильмов, наиболее повлиявших на формирование ценностей американской молодёжи конца 1960-х. Фильм романтизировал молодёжную субкультуру, связанную с гонками на мотоциклах, потреблением наркотиков и прослушиванием рок-музыки. По словам Андрея Плахова, «каждый, кто посмотрел в своё время этот фильм, ощутил спазм, который бывает у пленника, глотнувшего свободы». Плахов определяет «Беспечного ездока» как «бессюжетный роуд-муви, плывущий под наркотические рок-ритмы 60-х», который «чуть не положил на лопатки Голливуд».
Награды
1969 — Каннский кинофестиваль
- Лучшая первая работа — Деннис Хоппер
1970 — Премия Национального общества кинокритиков США
- Лучшая мужская роль второго плана — Джек Николсон
- Специальный приз — Деннис Хоппер
Номинации
1970 — Премия Оскар
- Лучшая мужская роль второго плана — Джек Николсон
- Лучший сценарий — Питер Фонда, Деннис Хоппер, Терри Саутерн
1970 — Премия BAFTA
- Лучшая мужская роль второго плана — Джек Николсон
1969 — Каннский кинофестиваль
- Золотая пальмовая ветвь — Деннис Хоппер
1970 — Премия Золотой глобус
- Лучшая мужская роль второго плана — Джек Николсон
Саундтрек
Звуковая дорожка к фильму оказалась такой же вехой в истории популярной музыки, как сам фильм — в истории кино. До «Беспечного ездока» отдельными пластинками издавались только саундтреки, составленные из оригинального материала, написанного для того или иного фильма. Иным был подход к составлению звуковой дорожки «Беспечного ездока». Подборку рок-песен, прозвучавших в фильме, Дэннис Хоппер составил самостоятельно из числа близких фильму по настроению радиохитов тех лет.
Учитывая малобюджетность фильма, Хопперу не составило труда убедить звукозаписывающие компании дать согласие на включение песен в состав саундтрека (исключение составил лейбл Capitol Records, поэтому на пластинке звучит не оригинальная версия «The Weight» в исполнении The Band, а кавер-версия). В Billboard 200 пластинка достигла 6-го места и по суммарным продажам превзошла все саундтреки 1969 года, за исключением звуковой дорожки к «Ромео и Джульетте», сочинённой Нино Рота.
В числе прочих в фильме прозвучали такие хиты, как «The Pusher» и «Born to Be Wild» Steppenwolf, «The Weight» The Band, «Wasn’t Born to Follow» The Byrds, «If Six Was Nine» Jimi Hendrix Experience, а также неожиданные (и почти юмористические по своему эффекту) номера: «If You Want to Be a Bird» (Holy Modal Roundersand) и «Don’t Bogart Me» (Fraternity of Man).
Единственную оригинальную песню к фильму Хоппер попросил написать Боба Дилана, однако легендарный музыкант — якобы не оценив концовку фильма — ограничился тем, что набросал на салфетке один куплет и послал его лидеру The Byrds с просьбой «довести до ума». Так родился альбом этой группы Ballad of Easy Rider.
Интересные факты
- Слоган фильма гласил: «Он отправился на поиски Америки, но не мог найти её нигде».
- Роль адвоката изначально писалась в расчёте на друга Хоппера, актёра Рипа Торна. Будучи южанином, Торн обиделся на то, как изображены в сценарии его земляки, и его выяснение отношений с Хоппером и Фондой чуть не переросло в поножовщину. Торна пришлось заменить на тот момент никому не известным Николсоном.
- Сцены из «Беспечного ездока» видит в забытьи герой романа Филипа К. Дика «Помутнение».
- В фильме «Убойная парочка: Старски и Хатч» (2004) главные герои используют образы героев «Беспечного ездока» для того, чтобы войти в доверие байкеров в придорожном баре; Хатч представляется как «Канзас и Тото».