Казалось бы типичное пессимистичное бунтарское «road movie» начала 70-х о свободомыслии и поисках понимания.
70-е годы для американского кино стало новым витком, переходом от оптимистичного и воодушевляющего к суровому реализму.
Но в Пять Легких Пьес подобный пессимистичный реализм просто необходим, он очень честен и позволяет прочувствовать ту суровую агрессию окружающего мира к герою картины, попытаться понять его поступки и чувства.
Показательным является сцена с девушкой, направляющейся на Аляску, только потому что там чисто и нет грязи, став озлобленной и критичной в отношении всего окружения, она являются как бы прототипом того, кем бы не хотел стать Роберту (Николсон), при этом видя в ней себя.
Почему то именно Аляска становилась на протяжении многих лет символом чистоты и правды, которую искали люди, чуждые в этом жестоком мире. Вспомнить хотя бы реальную историю про Александра Супертрампа, который в возрасте 23 лет, будучи обеспеченным, бросил все и отправился на Аляску, в которой он видел спасение и уединение в мире, где «правит материализм» как он выражался, там он собственно навсегда и остался (те кто знают историю поймут, а те кто нет надеюсь заинтересуются).
Вот и здесь Роберт путешествуя по Америке, ищет простого взаимопонимания и человечности, в итоге интуитивно отправляется туда же… дальше на север.
Отличная роль Джека Николсона, который после блестяще сыгранной роли в Беспечном Ездоке за год до этого, продолжил тему бунтарства, нащупав правильную тему для своих героев, что в итоге помогло ему стать, одним из лучших актеров всех времен.
Источник: kievrus.com.ua