Такие фильмы, к сожалению, забываются. Их не вносят в национальный реестр библиотеки конгресса, они не становятся культовыми. «Последнему наряду» в этом смысле повезло. Великий Николсон сыграл в множестве фильмов, разных по качеству, но, благо, теперь все они останутся, потому что, так или иначе, он имел к ним отношение. И благо, именно этот фильм останется где-то в уголке, но затерян не будет.
Почему такие фильмы забываются? Они никого не удовлетворяют. Для критиков слишком грубо, просто и вульгарновато. Для зрителей — сложновато и грустновато. Для ценителей авторского кино отсутсвует конкретный посыл (например «Байкеры-хиппи — символы свободы» или «Бог есть, потому что Винсента Вегу убили»). В общем, довольно неоднозначно.
Этот фильм предельно простой, и в этой простоте прячется предельная сложность. Это фильм о настоящих, живых людях, без сценариев и наигранности, чьи роли не написаны. Эти люди неполиткорректны, они позволяют себе не уважать глупые религиозные секты, им плевать на политику, они равнодушны и к Вьетнаму, и к Никсону, и к миру во всем мире. Им не надо выкрикивать лозунги с экрана, и они далеко не «символы свободы», как Фонда и Хоппер в «Беспечном ездоке». Никаких романтических бредней. Они — просто подневольные матросы, часть системы, винтик военного механизма. Но они так же люди, у которых есть еще маленькие радости, кроме желания, чтобы все политики оставили распри и обнялись. Они любят есть, выпивать, рассказывать бредни девчонкам, заниматься сексом. Но главное, они могут быть свободны в тех мелочах, в которых многие просто спотыкаются, продолжаю усердно ратовать за свободу духа.
Фантастическая игра Николсона, одна из лучших его ролей. В ней он гораздо больше МакМерфи, чем в «Гнезде кукушки», и главное — гораздо глубже. Здесь, он такой, какой был нужен — простой моряк, с душой, с хитринкой, не глупый, плюющий на вялые авторитеты, и с огромным, глубоко спрятанным желанием справедливости. Ведь не от холода он вжимался в воротник своей куртки, а из-за своего бессилия перед наплывом обстоятельств. Он не может решить проблему, он может ее только оттянуть. И из-за этого он приходит в ярость, но злится не столько на обстоятельства, сколько на себя.
Редкий фильм для своего времени, хотя и для сегодняшнего времени тем более. Сейчас такое уже не снимают, и вряд ли будут.
Источник: kievrus.com.ua