logo

"Ранее, если бы я был один две-три ночи подряд, я бы начал писать стихи о самоубийстве."

Джек Николсон
Последние новости
С днём рождения Джек Николсон! 22 апреля 2014 года знаменитому актеру исполнилось 77! В свой день...
Известная американская актриса Джун Скуибб (June Squibb) развеяла слухи о том, что Николсон «уходит...

Рецензия на Кита́йский кварта́л»


Вышедшая в один год с «Крестным отцом-2», картина Романа Полански «Китайский квартал» была подчистую разбита на оскаровской церемонии второй частью мафиозной трилогии Фрэнсиса Форда Копполы: из 11 полученных номинаций лента отхватила всего лишь одну награду за оригинальный сценарий. Однако этот досадный факт не помешал «Кварталу» войти в золотой фонд мирового кино и стать одной из лучших работ в карьере самого Полански.
 
Спев в свое время эпитафию американскому нуару в одной из дебютных лент — криминальной драме «Тупик», Полански спустя каких-то восемь лет пересматривает свое отношение к погибшему, казалось бы, раз и навсегда жанру, и собственноручно воссоздает его утраченную мифологию. Если в «Тупике», как мы помним, наблюдалась некая карикатурность в изображении жанровых стереотипов, а сами герои, то бишь бандиты-неудачники воспринимались, как отжившие свое, исчезающие индивиды, отмирающие вместе с самим жанром, то в «Китайском квартале» представляется совершенно иная картина. 
 
С первых минут просмотра создается странное впечатление, что нуар еще не успел стать частью истории — в картине поразительным образом воссоздана атмосфера «черного фильма», в частности, не вызывает ни малейшего нарекания отделка интерьеров внутренних помещений и общий антураж довоенного Лос-Анджелеса, который здесь чудо как хорош. Не говоря уже о титанической работе, проведенной создателями ленты над прорисовкой персонажей.
 
Главный герой фильма Джейк Гиттес — это словно калька с образов, которые когда-то воплощал на экране несравненный Хэмфри Богарт, а его прекрасная партнерша Эвелин Малрой будто срисована с многочисленных «роковых красоток» в духе Лоррэйн Бэколл и Барбары Стэнвик. Для пущей аутентичности в картину был приглашен один из первооткрывателей нуара — величайший из когда-либо живших постановщиков, создатель «Мальтийского сокола», Джон Хьюстон, исполнивший роль главного злодея, по сути ассоциирующегося с абсолютным злом, заложенным в нутре картины. 
 
И в тоже время это не совсем обычный нуар. Во-первых он снят в цвете, во-вторых тут отсутствуют закадровые монологи главных героев, столь характерные для первоисточника, в третьих героиня Фэй Данауэй не похожа на истинную роковую женщину — она скорее жертва обстоятельств. Способная любить и быть любимой, она в корне отличается от тех «тигриц жанра», которым палец в рот не клади, откусят всю руку. 
 
Об актерской игре Джека Николсона в этом фильме было сказано не мало лестных слов. Он действительно великолепно справился с ролью частного сыщика, зарабатывающего себе на хлеб выслеживанием неверных жен и мужей. После знакомства с богатой вдовой в исполнении Данауэй, чей муж, главный инженер водного департамента Лос-Анджелеса, погиб при странных обстоятельствах, герой Николсона соглашается по ее просьбе вести расследование загадочного преступления. Но чем дальше он ввязывается в это дело, тем больше понимает, что не все здесь так просто, как кажется, а нити от убийства ведут к сильным мира сего… 
 
Не упустил возможности сыграть в картине и сам режиссер — его герой появляется на экране всего два раза, но зато успевает порезать нос Джеку Николсону, в той самой легендарной сцене, в результате чего главный герой пол фильма будет ходить с покалеченной физиономией. В титрах Полански указан как «Человек с ножом», что является своеобразной отсылкой к дебютной работе режиссера «Нож в воде».
 
Название «Китайский квартал» на первый взгляд не имеет к фильму никакого отношения. Все дело в том, что оно использовано здесь, как метафора всех грязных дел, происходящих в этом самом Чайнатауне, при полном попустительстве правоохранительных органов, и одновременно, это некий символ прошлого, которое хочется забыть, но в которое обязательно придется вернуться — герой Николсона когда-то работал в китайском квартале помощником прокурора, но из-за процветающей там коррупции, ушел и занялся частным сыском. Однако прошлое настигает его с головой — в финальной сцене Гиттес стоит растерянный, посреди ненавистного ему квартала, где только что произошли трагические события, и все, что ему остается это прислушаться к пространной речи напарника: «Не надо Джейк…это китайский квартал…».
 
Источник: kievrus.com.ua
© Русскоязычный фан-сайт Джека Николсона.
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник.
Друзья сайта | Контакты